https://minsk2019.by/ru…

Блины манящим ароматомЗовут гостей за щедрый стол.Зима на выдумки богата,Но всё ж весну-красну мы ждем.…

Воспитанники поздравили своих любимых мамочек с 8 Марта.…

Фотогалерея

Достижения

Главная Педагогам Консультации Гражданско-патриотическое воспитание детей в условиях дошкольного учреждения

Гражданско-патриотическое воспитание детей в условиях дошкольного учреждения

В настоящее время проблема гражданского и патриотического воспитания детей является одной из приоритетных в системе дошкольного образования. Работая над решением данной проблемы, педагоги дошкольных учреждений используют некоторые понятия, области значения которых пересекаются, но не являются идентичными, как слова-синонимы. Это – нравственное воспитание, социальное воспитание, патриотическое воспитание, гражданское воспитание.

Нравственное воспитание - составная часть единого общественного воспитания…. Формирование у человека соответствующих убеждений, нравствен-ных склонностей, чувств, привычек, устойчивых моральных качеств личности. (Педагогика: Большая современная энциклопедия. - Мн., 2005.).

Социальное воспитание - функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая всем социальным устройством: общественными институтами, организациями, церковью, средствами массовой информации и культуры, семьей и школой.  (Педагогика: Большая современная энциклопедия. - Мн., 2005.).

Патриотическое воспитание. - Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа. (Педагогика: Большая современная энциклопедия. - Мн., 2005.).

Понятие «гражданское воспитание» является относительно новым для дошкольного образования Республики Беларусь. Воспитывать гражданина – это значит готовить человека к участию в решении государственных задач, выполнению функций хозяина, труженика, защитника Родины, готового к активной деятельности на ее благо.

Цель и задачи патриотического и гражданского воспитания детей в условиях дошкольного учреждения определены программой дошкольного образования «Пралеска».

Цель патриотического воспитания: воспитывать у ребенка дошкольного возраста чувство любви и привязанности к Родине.

Задачи патриотического воспитания (общие):

  • расширять знания о родном городе, Беларуси, ее национальных героях, государственной символике, памятниках истории и культуры;
  • формировать интерес к прошлому и настоящему в жизни Родины, к духовным ценностям его народа;
  • формировать осознание своей этнической принадлежности к национальной культуре, народу; национальное самосознание;
  •  стимулировать желание беречь и умножать богатства родного края, заниматься созидательным трудом на благо Родины.

Цель гражданского воспитания: содействовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни.

 Задачи гражданского воспитания (общие):

  • оказать содействие  в осознании ребенком  своей принадлежности к семье, детской группе, обществу в целом, в возниковении чувства радости, гордости по этому поводу;
  •  оказать помощь в социализации ребенка, в постижении им на доступном уровне морально-этических норм и правил жизни в обществе;
  • формировать коммуникативную компетентность, социальное мышление;
  •  развивать стремление к выполнению общественно полезной деятельности; поощрять альтруистические проявления в поведении ребенка

Сложность решения задач гражданского и патриотического воспитания в том, что чувства у ребенка в дошкольном возрасте не могут быть сформированы окончательно, они только зарождаются и формируются в процеесе накопления знаний о своей семье, детском саде, районе, городе, стране; о труде людей на благо Родины, о ее защитниках, о природе родного края, о национальных традициях.

Для того, чтобы сформировать у ребенка личностные качества, необходимые для его гражданской позиции, педагогам дошкольных учреждений  необходимо строить собственные отношения с детьми на  основе уважения личности каждого ребенка. Это значит:

  • создавать условия для проявления детьми собственной воли и реализации волевых усилий (например, помогать ребенку в осуществлении желания что-нибудь делать, исследовать или отвечать на его вопросы, участвовать, по его приглашению,  в игре и т.д.);
  •  выявлять желания и потребности ребенка, исключать насилие над ним в процессе его жизнедеятельности в д/у (во время сна, приема пищи и других режимных процессов);
  • интересоваться его личным мнением и по мере необходимости привлекать к принятию решений в группе (чем заниматься на прогулке, что делать сейчас – рисовать или почитать книгу; начиная с 4-х лет, практиковать  в утренний отрезок времени совместное планирование жизни группы, обсуждение планирования сюрпризов для детей-именинников и т.д.);
  •  исключить прозвища и клички;
  • знакомить с элементами культуры, традиций всех народностей, представители которых посещают группу;
  • рассказывать о детях с проблемами в развитии, общаться с такими детьми;
  •  исключить из практики образовательной работы «презумпцию послушания» (воспитатель должен заинтересовать, а не заставлять ребенка).

Чувство гражданственности и патриотизма должны формироваться постепенно, на основе принципов: «через малое – к большому» (В.В.Лебедева), систематичности и последовательности, вариативности, комплексного подхода, сочетания перспективности и актуальности намеченных направлений работы.

Литература
  1. Александрович Р.А., Нескаромная Т.П. Зямля з блакітнымі вачыма: Дапаможнік для педагогаў дзіцячых дашкольных устаноў. – Мн.: Беларусь, 2001.
  2. Бадак А. Маленькі чалавек у вялікім свеце / А.Бадак, Мн.,1995.
  3. Г.І.Краскоўская. І слова гучала, чароўнае слова… Мн., 2005.
  4. Гаруновіч Л.Б. Дэкаратыўнае маляванне ў дзіцячым садзе/ Л.Б.Гаруновіч, Мн., 1990.
  5. Гаруновіч Л.Б., Брацкая Т.Б. Шляхі развіцця дзіцячай выяўленчай дзейнасці; Метадычныя рэкамендацыі да праграмы “Пралеска”. – Мн.,: Выд.У.М.Скакун, 1996.
  6. Далучэнне дзяцей да беларускай нацыянальнай культуры/ уклад: Н.Ул.Зайцава і інш.. -  Мазыр: ТАА-ВД “Белы венцер”, 2002.
  7. Дубінін Дз.У., Дубініна Дз.М. Мая родная старонка: Дапаможнікдля педагогаў дашкольных устаноў. – Мн.,: Полымя, 2000.
  8. Дубініна Дз.М.. Старжынская Н.С. Мастацка-маўленчая дзейнасць у дзіцячым садзе: Дапаможнікдля педагогаў дашкольных устаноў. – Мн.,: Народная асвета, 1999.
  9. Калачова І.І. Ад добрага корня – добры парастак: Этнапедагагічныя традыцыі беларусаў у выхаванні дзяцей: Дапаможнікдля педагогаў дашкольных устаноў. – Мн.,: НМЦэнтр, 1999.
  10. Красіла А.І. Мой край завецца Беларуссю: Дапаможнікдля педагогаў. Мазыр: ТАА-ВД “Белы вецер”, 2004.
  11. Красіла А.І. На мове бацькоўскай зямлі, 2003.
  12. Крук І.І. Следам за сонцам: Беларускі народны каляндар: Дапаможнікдля педагогаў дашкольных устаноў. – Мн.,: Ураджай, 1998.
  13. Ладутько Л.К., Шкляр С.В. Познаем мир и себя: Пособие для педагогов дошкольных учреждений – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2002.
  14. Маленькие граждане большой страны: программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста «Стадчына»/ авт.-сост. Л.В.Дубовская//под ред. В.М.Телеченко – Мозырь: Содействие, 2007.
  15. Н.Дз.Някрасава, Р,ВМаісеева. Дзеці і мір казак: Дапаможнікдля выхавацеляў дашкольных устаноў – Мн.: Зорны верасень, 2006.
  16. Пралеска: Хрэстаматыя для дзіцячага сада. /Укладальнік А.І.Сачанка, Ул.М.Скакун. – Мн.: Выд. Ул.М.Скакун. 1997.
  17. Спадчына маей краіны. Складальнік І.К.Грышкевіч І.К. – Мазыр: Содействіе, 2006.
  18. Старжынская Н.С. Беларуская мова ў дзіцячым садзе: Дапаможнікдля педагогаў дашкольных устаноў. – Мн.,: Народная асвета, 1995.
  19. Ясева Н.Ю. Воспитание любви к близким средствами живописи и графики: Пособие для педагогов дошкольных учреждений – Мн.: Беларусь, 2000.

Воспитатель-методист Центра: Клабук Екатерина Николаевна