12 мая во дворе храма Преображения Господня сегодня один из главных православных праздников - день…

Встреча прошла в музыкальном зале Центра. Гостям были представлены: визитка учреждения, номера фестиваля "Как прекрасен…

Торжественная церемония чествования победителей соревнования с занесением на городскую Доску почёта прошла в Гомеле. Трудовой…

Фотогалерея

Достижения

Главная Педагогам Консультации Рекомендации для педагогов по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у дошкольников

Рекомендации для педагогов по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у дошкольников

В основу работы педагогов по развитию межличностных отношений как основы формирования толерантности у детей дошкольного возраста должны быть положены новые подходы к развитию и воспитанию детей, личностно - ориентированная модель общения с ними. Важен диалог, тогда у ребенка формируется толерантность - доверие к взрослому, партнерские отношения с ним.

Нужно изменить обстановку в детском саду, приблизив, на сколько это возможно, условия к домашним. Создание эмоционального благополучного микроклимата в группе.

1. Обязательно установите личный контакт с детьми:
    обращайтесь по имени;
  -  занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
.    используйте тактильное прикосновение (однако помните, что когда вы гладите ребенка по голове или кладете руку на его голову, это вызывает у отдельных детей отрицательные реакции, даже стрессовые состояния).

2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка. Проанализируйте свое поведение.
•    Всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца?
•    Не возникает ли желание его перебить?
•    Не ловите ли вы себя на мысли, что-то, о чем говорит ребенок, это неважно, пустяки?
•    Проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах.

3. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь:
•    исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая эмоциональный дискомфорт;
•    обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;
•    постарайтесь избавиться от слов - "паразитов" ("ну", "значит", "в общем" и т.д.)

4. Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения. Старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как "демонстрация расположенности": спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.

5. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение. Развивайте педагогическую наблюдательность. Понаблюдайте: в каком настроении пришел ребенок; рассказывает ли он другим детям о своем эмоциональном настроении, чувствах?

6. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой:
•    как часто вы улыбаетесь детям;
•    способны ли вы смеяться вместе с детьми;
•    как часто ваше лицо выражает усталость и заботу.

7. Учитесь видеть себя со стороны:
•    чаще анализируйте собственную деятельность;
•    стремитесь ставить себя на место ребенка;
•    развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми.

8.Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо:
•    быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;
•    ясно и понятно излагать доводы детям;
•    проявлять выдержку и терпение.
Применяя внушающее наставление, вам необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.

9.Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам. Помните, что детям дошкольного возраста свойственна высокая подражательность.

10. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей. Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не личность его. Покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно относитесь к ребенку. Избегайте следующих приемов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:
•    требований ("не мешайте", "перестаньте ссориться");
•    наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);
•    оценки, которые несут в себе характер иронии ("ну я так и знала, что это сделал опять Петров");
•    возмущения ("вы только посмотрите, что вы наделали!");
•    предвосхищающей отрицательной оценки ("от тебя никогда ничего хорошего не дождешься!");
•    вопросов к детям: "Кто разрушил постройку?", "Кто ударил?".
Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос. Дайте понять ребенку, что если вы его наказываете, то это не значит, что изменилось ваше прежнее отношение к нему. Используйте следующие приемы:
•    предвосхищающую оценку ("Я уверена, что ты так больше не поступишь");
•    ориентацию на самих детей ("Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват");
•    выяснение мотива несправедливого отношения ребенка к своему сверстнику ("Почему ты так поступил?", "Расскажи, как это произошло");
•    разъяснение ("Я вам сейчас расскажу, что произошло").

11. Умейте анализировать процесс общения. Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми. Это могут быть:
•    непонимание психологической ситуации, настроения детей;
•    недостаточная саморегуляция;
•    несоответствие вашего стиля общения, вашей индивидуальной атмосфере в группе детей, сложившемуся уровню взаимоотношений в группе;
•    механическое копирование стиля общения коллег.

Важно помнить, что формирование у детей положительного толерантного отношения ко всем людям должно основываться на усвоение моральных норм и правил поведения. Эта работа должна основываться на материале сказок, рассказов, произведений художественной литературы
В детях важно воспитывать толерантное отношение к другим народам, их культуре и традициям. Их необходимо знакомить с традициями, фольклором, предметами народного - прикладного искусства, мифами и легендами других народов. Таким образом, расширять возможности приобщения детей к общечеловеческим ценностям, делать их более доступными, более осязаемыми и эмоционально окрашенными.

Прекрасной школой развития толерантности служит общение с домашними животными, которых дети воспринимают как равных себе, общаясь на понятном только им языке чувств и эмоций. Становясь близкими друзьями, дети и животные способны вместе радоваться и грустить, играть и развиваться. Объяснения взрослых о том, как надо обращаться с "братьями нашими меньшими", способствуют развитию умения сопереживать, сочувствовать, сдерживаться.

Полноценное развитие межличностных отношений как основы формирования толерантности у детей дошкольного возраста происходит в условиях одновременного влияния двух институтов – дошкольного учреждения и семьи.

Подготовила воспитатель-методист Центра: Клабук Екатерина Николаевна